Дядя Вася на
летающей лодке
С именем этого
человека тесно связана история полярной авиации. Отважного
лётчика Василия Молокова,
который родился в Московской губернии, можно по праву считать
сибиряком. В Красноярске он провёл не один год. Лётчика, в честь
которого названы улица и остров в краевом центре, помнят и
сегодня. А в тридцатые полярники были настоящими героями, их
портреты украшали плакаты, листовки, передовицы газет.
В 1934 году
Молоков был среди спасателей членов экспедиции, которые на
пароходе «Челюскин» отправились из Мурманска во Владивосток,
чтобы отработать схему доставки грузов по трассе Северного
морского пути. Но в Беринговом проливе пароход раздавило льдами,
он затонул. 104 человека оказались на льду. Их нужно было
спасать, чем и занимались полярные лётчики, в том числе Молоков.
Он пролетел через северные районы Сибири до Берингова пролива и
вернулся обратно вдоль арктического побережья на Диксон, а
оттуда продолжил путь вдоль Енисея до Красноярска. Именно дядя
Вася, так назвали его челюскинцы, вывез больше всего людей - 39
человек. На своём двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить
по шесть человек, приспособив для пассажиров подвешенные под
плоскостями парашютные ящики.
В 1935 году на
летающей лодке «Дорнье-Валь» Молоков совершил выдающийся по тем
временам перелёт по маршруту Красноярск - Киренск - Якутск -
Нагаево - Нижнеколымск
- Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска,
открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.
В 1936-м пролетел вдоль Арктического побережья СССР, в 1937-м
участвовал в экспедиции на Северный полюс - в качестве командира
экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции.
С 1938 года - начальник Главного управления гражданского
воздушного флота СССР.
Несмотря на
столь крепкую связь с Сибирью генерала-майора авиации, в
Красноярском краеведческом музее хранится не так уж много его
вещей. Сотрудники музея показали его членские билеты 1930-х
годов и фотопортрет, сделанный здесь, в Красноярске. Уйдя на
покой, Герой Советского Союза Василий Молоков уехал жить в
Москву.
На чём летали
Летающая лодка
DoJ «Валь» была создана в начале 1920-х годов талантливым
германским конструктором Клодом Дорнье. Самолёт более двадцати
лет находился в составе военно-воздушных сил и гражданской
авиации многих стран.
Гидросамолёты
Дорнье «Валь» принимали участие в нескольких войнах, открывали
новые воздушные линии, совершали дальние перелёты. Под их
крыльями проплывали пески Сахары, бескрайние ледяные поля
Арктики, просторы океанов. Принятый на вооружение ВВС РККА в
конце 1920-х годов, Дорнье «Валь» сыграл важную роль в
становлении советской морской и полярной авиации. На протяжении
длительного времени самолёты этого типа были единственными,
способными выполнять дальние полёты по трассе Северного морского
пути для ледовой разведки. Высокая надёжность двигателей,
прочность конструкции, лёгкость в управлении позволяли лётчикам
с честью выходить из аварийных ситуаций. Перед второй мировой
войной наследником Дорнье «Валь» стали новые гидросамолёты Dol5
и Dol8, полностью сохранившие компоновку своего предшественника.
«Жаль, что не
дают орденов самолётам, а то мой Р-5 должен был получить самую
высокую награду», - говорил один из легендарных лётчиков
полярной авиации Михаил Водопьянов. Р-5 - советский многоцелевой
одномоторный самолёт 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в
1928 году. Серийно выпускался с 1930-го по 1941 год на
авиационном заводе № 31 в Таганроге. Конструкция самолёта
состояла из дерева (сосна, фанера) и стали. Один из самых
массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более тысячи
машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские.
Более пяти тысяч самолётов имелось в РККА, где он был основным
образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до
начала 1940-х годов. Участвовал в спасении экипажа ледокола
«Челюскин».
А мы идём на
север
Сибирь -
удивительный край, самый богатый на планете: в недрах
Красноярского края сокрыта почти вся таблица Менделеева. Но в то
же время Сибирь - как остров в далёком океане, добраться до этих
сокровищ ох как непросто. Особенно учитывая, что большая их
часть сокрыта на севере. А добраться до богатства советскому
государству было очень нужно - ведь страна рабочих и крестьян
противостояла всему миру.
В начале
тридцатых годов прошлого века главной дорогой, которая связывала
южные и северные территории, был Енисей. Именно по реке
перевозили более 60 процентов грузов. С появлением и развитием
авиации большие надежды стали возлагать на воздушный флот. В
1938 году началось строительство Норильского горного комбината,
возникла проблема круглогодичной доставки людей, провизии и
материалов.
На полярную
авиацию возлагались задачи по ледовой разведке и проводке
кораблей, а также по авиационному обслуживанию
научно-исследовательских экспедиций, изучавших природные ресурсы
северных морей и Северного ледовитого океана. В 1930-е годы для
организации регулярных полётов по линиям Тюмень - Салехард,
Красноярск - Дудинка - Диксон, Якутск - Тикси были созданы
Енисейская и Ленская авиагруппы. Экипажи полярной авиации
осваивали новые районы Арктики.
В связи тем, что
Красноярск стал одним из главных пунктов оправления воздушных
судов на север, в 1934 году в нашем городе решили создать
гидроавиабазу и авиаремонтные мастерские на острове Телячьем
(сейчас остров Молокова). В 1935 году мастерские стали
Красноярским авиаремонтным заводом. Здесь стандартные машины
адаптировали к условиям Крайнего Севера: утепляли кабины,
монтировали устройства для аэрофотосъёмки и ориентации над
льдинами. «Производственное здание мастерских, администрация,
котельная и подстанция находились в центре острова, - пишет в
книге «Люди и небо» Александр Кацура. - Рядом с производственным
зданием были два склада для хранения запчастей и материалов.
Недалеко от котельной на берегу Енисея была пристань. Катер в
судоходный период привозил работников, живущих в городе, на
остров на работу. Западнее производственного здания мастерских
находились лётно-испытательная станция и ангар, в котором
выполнялись сборочные работы, неподалёку - здание управления,
где размещались службы гидропорта. В южной части острова
находился жилой посёлок, в котором было три двухэтажных дома: в
одном жили семьи лётного состава, в другом располагалась
военизированная охрана, в третьем гостиница».
Мыс мужества
В Красноярском
крае находится самая северная точка Евразии - мыс Челюскин. Он
расположен на севере полуострова Таймыр и омывается проливом
Вилькицкого. До ближайшего берега острова Большевик 53 килоиетра.
Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота суши менее 10 метров,
берег обрывистый. С запада мыс омывает бухта Спартак.
Достигнут
впервые участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции
штурманом Семёном Челюскиным вместе с казаками Фофановым и
Гороховым в 1742 году. К 100-летию экспедиции мыс был
переименован Русским географическим обществом из мыса
Восточно-Северный в мыс Челюскин.
В 1878 мыс
Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в
1893-м - норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть
его. В 1932 году экспедицией Арктического института под
руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнёв» на
мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку
возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории. В
настоящее время станция называется радиометеорологическим
центром.
2 октября 2009
года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении
миссионерской группы епархиального духовенства на мыс прибыл
архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Православная
делегация установила там поклонный крест. |