НА ГЛАВНУЮ ГОСТЕВАЯ ССЫЛКИ КОНТАКТЫ

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

СУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА

Муниципальное
Казенное
Общеобразовательное Учреждение

Большеулуйского района Красноярского края

 

Учителя, учащиеся, выпускники, события школьной жизни

 
 

История и культура

 

История и культура Красноярья неразрывно связаны с многочисленными коренными северными народами, которые сотни лет заселяли территорию края и оставили заметный след в культуре и традициях нашего региона. Поэтому сегодня в проекте, посвящённом 80-летию края, мы решили рассказать о некоторых особенностях жизни, быта, верований и культуры коренных народов Красноярского края.

Первый паспорт и «красные» чумы

Современному человеку кажется, что кочующие олени, упряжки,  чумы и одежда из шкур животных остались лишь на картинках да в музейных экспозициях. На самом деле это не так. В Красноярском крае насчитывается более 16 тысяч человек - представителей коренных малочисленных народов Севера (10 коренных этносов). Так же как и раньше, многие из них кочуют, охотятся и ловят рыбу. Хотя некоторых из представителей коренных народов Красноярского края осталось всего сотни человек. Но это вовсе не значит, что племена вымерли. Они растворились в пришельцах, которые постепенно заселяли территорию Красноярья. В частности, в русских и хакасах, которые постепенно стали вносить свои порядки и традиции в культуру коренных этносов.

Тем не менее, советские власти уделяли особое внимание северным народам. В 1920-1930-е годы велась активная работа по ликвидации неграмотности туземных жителей, экономическому и культурному подъёму северных территорий. Позже историки оценили этот период как гигантский скачок глухой глубинки из полуфеодального состояния в эпоху индустриализации. Люди, которые раньше умели лишь водить оленьи упряжки да разгадывать следы зверей на глубоком снегу, научились выращивать пшеницу, овощи, работать на животноводческих фермах. Это произошло во многом благодаря русским подвижникам, которые не побоялись сурового Севера и пришли в тайгу, неся знания, открытия, опыт.

Для оказания помощи жителям Эвенкии были созданы особые передвижные чумы - их называли «красные чумы», - в которых проводились разные культурные мероприятия, оказывалась медицинская помощь населению, работали библиотеки и курсы по ликвидации общей неграмотности. Так, в 1934-1935 годах в красных чумах обучалось 455 человек, из них 182 коренных жителя. Работали в красных чумах 63 педагога.

В эти годы страна активно развивалась. Не отставали и северные территории Красноярского края.

В Эвенкии шло активное строительство колхозов, совхозов, звероферм. Организованная в 1938 году при Оскобской промыслово-охотничьей станции первая звероферма положила начало развитию в Эвенкии клеточного, или, как тогда называли, культурного звероводства. В конце 1930-х годов началось промышленное освоение месторождений руды, производство соли.

Освоение Северного морского пути в 1930-е годы, строительство Норильского комбината способствовали появлению портов на Диксоне (1934) и в Дудинке (1935). Дудинский порт стал опорной перевалочной базой для промышленного строительства на Таймыре.

Нюанс

1935 год власти Таймырского округа подняли вопрос о создании нового алфавита для ненцев на основе русского. Поскольку неудобной для создания собственной литературы и ликвидации безграмотности была прежняя азбука, основанная на латинице.

Красноярский крайком ВКП(б) поддержал идею окружных властей, приняв решение просить ЦК ВКП(б) оказать содействие в издании новых учебников для ненецких школ.

Болезнь колдунов и магов

Сегодня слово «шаман» ассоциируется скорее со знахарством, народной медициной или предсказаниями. А когда-то шаман на Севере был великим защитником и проводником в мир духов для всего племени или рода. Если он умирал, его подопечные старались как можно быстрее выбрать нового - ведь племени нельзя оставаться без защиты.

Но шаманом мог стать не каждый - дар колдовства и общения с духами передавался только по наследству, а проявлялся через шаманскую болезнь. Чаще всего симптомы этого заболевания появлялись в подростковом возрасте - человек впадал в транс, слышал духов, не объясняя причин, убегал в лес и возвращался лишь через несколько дней. Шаманская болезнь могла длиться до трёх лет, а если человек сопротивлялся дару, то мог умереть.

Иногда в одном поселении было три шамана. Но все они различались по силе: слабый, средний и великий. И несмотря на то, что относились они к одному роду или племени, костюмы и бубны у них были разные. Нельзя было встретить двух колдунов в одинаковых одеждах. Наряд и бубен должны были привидеться шаману во сне или в трансе.

Как отмечает Михаил Баташев, старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии Красноярского краеведческого музея, практически все шаманы на Севере края исчезли в 30-е годы двадцатого века. Новая власть отбирала у них магические атрибуты, а некоторых репрессировала. И если сейчас многие личности объявляют себя шаманами, то они, скорее всего, лукавят. Многие из них не знают традиций и собирают в свой бубен и костюм элементы всех народов.

Коренные народы Красноярского края верили не только в силу шаманизма, были у них и многочисленные культы. Особенной популярностью и почётом пользовались водоплавающие птицы, и причин тому было несколько. Во-первых, согласно одной из древних легенд, благодаря гагаре появилась земля: гагара нырнула в огромный океан, вынырнула уже мёртвая, но в лапке у неё был зажат кусочек почвы, из которого Бог создал землю.

Во-вторых, водоплавающим птицам поклонялись, поскольку считали, что они могут проникать во все миры - в небо, под воду и на землю.

На многих шаманских костюмах можно встретить изображение или амулеты в виде водоплавающих птиц.

Кроме пернатых, представители коренных народностей поклонялись и другим животным. Например, медведю и лосю. Страх перед ними был так велик, что, даже охотясь на них, их имена не произносили вслух. Медведя называли «батюшка» или «хозяин леса». Лося - «большерогий» или «поедатель зелени». Считалось, если назвать животное по имени, оно услышит и нападёт или убежит.

Цифры и факты:

- 1920 год. На Таймыре в Дудинке открыта первая школа. Наряду со стационарными школами организовывались кочевые школы для детей оленеводов. Учитель такой школы кочевал вместе с оленеводами и обучал их детей грамоте. Кочевые школы просуществовали до 1935-1936 годов. Затем были упразднены. С этого времени наблюдается увеличение школ-интернатов.

- 1927 год. На слиянии Нижней Тунгуски и Кочечума были построены первая в истории Эвенкии больница, первая начальная школа, началась паспортизация населения.

- 1930 год. В Эвенкийском автономном округе введено обязательное начальное образование.

- 1932 год. В Дудинке открылась первая аптека.

- 1946 год. Создано 36 коллективных хозяйств, где русские и эвенки, представители других национальностей работали в оленеводстве, охотничьем промысле, животноводстве, звероводстве, рыболовстве и на других участках сельскохозяйственного производства. Наиболее значимой отраслью, как и раньше, считался пушной промысел.

- 1968 год. Впервые в небе Эвенкии появился вертолёт. Это был Ми-4. Им управлял пилот Эдуард Гром.

- 1974 год. В округе родилась новая отрасль - птицеводство.

- 1975 год. В дома эвенкийцев пришло телевидение.

- 1977 год. Таймырский национальный округ был переименован в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (ТАО). 1992 году округ получил статус самостоятельного субъекта РФ, оставаясь в административно-территориальном отношении частью Красноярского края. Первым губернатором Таймыра стал Геннадий Неделин.

- 1991 год. Эвенкийский автономный округ объявлен самостоятельным субъектом федерации.

- 1990-е годы. В Эвенкии сокращается производство. Только за 1995-1997 годы объём промышленного производства сократился практически вдвое.

- 17 апреля 2005 года. Референдум по вопросу объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, в результате которого большинство жителей округов сказали «да» образованию нового субъекта РФ - объединённого Красноярского края.

С 1 января 2007 года в состав Красноярского края официально вошли Таймыр и Эвенкия. Бывшие автономные округа стали муниципальными районами.

Численность коренных народов в Красноярском крае (по итогам переписи населения)

2002 год

2010 год

Долганы — 5805

Долганы — 5810

Эвенки — 4632

Эвенки — 4372

Ненцы — 3188

Ненцы — 3633

Кеты — 1189

Кеты — 957

Нганасаны — 911

Нганасаны — 807

Селькупы — 359

Селькупы — 281

Энцы — 213

Энцы — 221

Чулымцы — 159

Чулымцы — 145



МКОУ "Сучковская средняя общеобразовательная школа" © 2007-2014